понедельник, 31 марта 2014 г.

Экономический анализ вторые 20 вопросов

  1. Предмет и метод экономического анализа.
  2. Виды экономического анализа.
  3. Методы и приемы экономического анализа.
  4. Метод сравнения, характеристика, область применения.
  5. Метод анализа по факторам, разновидности  метода, их характеристика.
  6. Балансовый метод, возникновение, характеристика, область применения.
  7. Графические методы, назначение методов, область применения.
  8. Методы анализа финансовой отчетности предприятия.
  9. Экономико-математические методы , общая характеристика.
  10. Анализ использования производственных ресурсов, методы анализа, последовательность проведения.
  11. Анализ себестоимости продукции и продаж, методы и приемы анализа.
  12. Анализ производства и реализации продукции, методы анализа.
  13. Анализ финансовых результатов.
  14. Методика анализа показателей рентабельности.
  15.  Анализ деловой активности предприятия на рынке.
  16. Корректировка баланса на инфляцию и его чтение.
  17. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
  18. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
  19. Анализ кредитоспособности предприятия.
  20. Комплексная оценка кредитоспособности заемщика.
  21.  Комплексная, рейтинговая оценка деятельности предприятия, разновидности, область применения.
  22. Анализ показателей прибыли предприятия, методы анализа.
  23. Анализ прибыли от продаж по факторам.
  24. Анализ состояния и движения собственного капитала организации.
  25. Анализ эффективности использования собственного капитала организации.
  26. Анализ денежных потоков прямым методом.
  27. Анализ денежных потоков косвенным методом.
  28. Анализ денежных потоков на основе финансовых коэффициентов.
  29. Управление денежными потоками в организации. Ликвидный денежный поток.
  30. Анализ стоимости капитала компании.
  31. Методы оценки эффективности инвестиций.
  32. Анализ источников финансирования инвестиций.
  33. Оценка и анализ облигаций на финансовом рынке.
  34. Оценка и анализ акций на финансовом рынке.
  35. Анализ банкротства предприятий по формулам Альтмана.
  36. Анализ банкротства по формулам Бивера.
  37. Анализ банкротства предприятия по методике Аргенти.
  38. Отечественные методики банкротства предприятия.
  39. Бюджетирование, состав бюджетов, методика составления операционного бюджета.
  40.  Бюджетирование, состав бюджетов, методика составления финансовых бюджетов предприятия




21. Комплексная рейтинговая оценка деятельности предприятия, разновидности, область применения
Рейтинговая оценка используется для сравнительного анализа эффективности деятельности различных предприятий и их подразделений. Наиболее распространенным является матричный метод анализа, основанный на линейной и векторно-матричной алгебре.
Одной из методик определения комплексной рейтинговой оценки предприятия является нахождение R число (рейтинговое число). Обычно это число сравнивают с отчетным и предыдущим периодом и обязательным условием является его рост.
R число = Сумма (1/5*K норм *  K факт)

Показатели
К норм
1. К-т текущ.ликвидности
2
2. К-т обеспечен-ти собств.источн-ми
0,1
3. К-т ресурсоотдачи
2,5
4. К-т рентаб-ти продаж
0,875
5. К-т  рентаб-ти СК
0,2
  Необходимо только найти К факт: по предприятию подсчитываются индивидуально показатели: к-т тек. ликвидности, к-т обесп-ти собств. источниками, к-т ресурсоотдачи, к-т рентаб-ти продаж, к-т рент-ти СК.
Расчет итоговою показателя рейтинговой оценки основан на сравнении предприятий по большому количеству показателей, характеризующих финансовое состояние, рентабельность и деловую активность по сравнению с условным эталонным предприятием, имеющим оптимальные результаты по сравниваемым показателям.

22.   Анализ показателей прибыли предприятия, методы анализа.
В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью деятельности предприятия. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития организации, выполнения обязательств перед собственниками, инвесторами, государством. Анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе.
Для анализа показателей прибыли используется отчет о финансовых результатах (о прибылях и убытках). Нужно проанализировать следующие показатели: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет, нераспределенная прибыль отчетного года (конец периода - начало), распределенная прибыль (чистая прибыль – нераспределенная прибыль отчетного года).
Сравниваются темпы роста показателей, их динамика, так же по итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение показателей прибыли изменение величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.

23.   Анализ прибыли от продаж по факторам.
Цель – проследить формирование показателя, а так же выяснить, под влиянием каких факторов произошло увеличение прибыли от продаж, и  узнать, какие факторы снизили ее.
Для анализа используется отчет о финансовых результатах. Рассматриваются показатели выручки, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы и прибыль от продаж.
Чтоб провести анализ, нужно построить таблицу из 4 столбцов: наименование показателей, предыдущий период, фактически за отчетный период в ценах и затратах предыдущего периода, отчетный период.
При анализе выручки и себестоимости 2 и 4 столбец заполняются из отчета, а значение 3 нужно скорректировать, для этого данные за отчетный период нужно разделить на скобку (1+0,25) 1  (не знаю как называется). Коммерческие и управленческие расходы: 2и 4 так же из отчета, 3=4-2. Прибыль от продаж: 2 и 4 из отчета, а 3 по данным из этого же столбца, т.е. 1-2-3-4 (выручка- себестоимость – управленческие – коммерческие).
По итогам таблицы делаются выводы:
1)                 Влияние цены = отчетный период- фактически за отчетный период в ценах и затратах предыдущего периода. Если + «Рост цены 1го изделия увеличил прибыль на .. руб». Если – «Снижение цены 1го иделия уменьшило прибыль на .. руб». ( по строке выручка).
2)      Влияние количества изделий = фактически за отчетный период в ценах и затратах предыдущего периода – предыдущий период. ( по строке выручка).
3)      Влияние себестоимости продукции = 4й столбец – 3й. Если =, то прибыль уменьшается, если -, то увеличивается, т.е. обратное влияние.
4)      Влияние коммерческих расходов (обратное), последняя графа минус предыдущая.
5)      Влияние управленческих расходов (обратное).
6)      Влияние структурных сдвигов (балансовый метод). Рассчитывается по формуле = (Прибыль от продаж отчет.период – прибыль от продаж предыд.период) – ( +-1+-2+-3+-4+-5).

24.   Анализ состояния и движения собственного капитала организации.
Анализ собственного капитала имеет следующие основные цели:
  • выявить основные источники формирования собственного капитала и определить последствия их изменений для финансовой устойчивости предприятия;
  • определить правовые, договорные и финансовые ограничения в распоряжении текущей и не распределенной прибылью;
  • оценить приоритетность прав получения дивидендов;
  • выявить приоритетность прав собственников при ликвидации предприятия.
Необходимость анализа отдельных статей собственного капитала связана с тем, что каждая из них является характеристикой правовых и иных ограничений способности предприятия распорядиться своими активами.
Анализ состава статей собственного капитала позволяет выявить его основные функции:
  • обеспечение непрерывности деятельности;
  • гарантия защиты капитала, кредитов и возмещения убытков;
  • участие в распределении полученной прибыли;
  • участие в управлении предприятием.
Используется метод анализа структуры и показателей ск. Из отчета о движении капитала.
Наимен
2012
Тыс.р.               %к итогу
2011
Тыс.р. % к итогу
Абсол.
Темп роста
Уставной кап.






Добавоч.кап.






Резерв.кап.






Нераспред.приб.






итого






 Анализ движения ск.
Берутся показатели УК,ДК,РК,НП и итого на начала года, сколько поступило средств за год,сколько выбыло и сколько осталось средств на конец года. Рассчитывается Кпост.=Поступ.СК(УК,РК,ДК,НП)/Ск(УК,ДК,РК,НП) на конец периода,
 Квыбытия=Выбытие СК(УК,ДК,РК,НП)/Ск на начала периода(УК,ДК,РК,НП).
Прослеживается темп роста по этим коэффициентам и делается вывод.

25.   Анализ эффективности использования собственного капитала организации.
Анализ эффективности использования капитала организаций проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.
Рент.СК=СК(Сред)/Чистую прибыль.
Оборач.СК=чист.прибыль /СК(сред)
Рент.СК=Рент.Продаж*Коборач.Актив.*Кзависим
РЕНТ.продаж=Чис.приб:Выруч
Кзав.=Активы(среднии):Ск(среднии)
К.обрач.актив.=выруч:Активы(среднии)
Находим все эти показатели,прослеживаем темп роста. Затем методом цепных постановок прослеживаем влияние факторов на СК.
ССС(средняя)=Цена Заемного Капитала*уд.вес+Цена Собственного капитала*уд.вес
Цена ЗК=Процент к уплате\кредит; Цена СК=дивиденды\СК(по средней).

26.Анализ денежных потоков прямым методом
Прямой метод расчета основан на отражении итогов операций (оборотов) по счетам денежных средств за период. При этом операции группируются по трем видам деятельности:
- текущая (основная) деятельность — получение выручки от реализации, авансы, уплата по счетам поставщиков, получение краткосрочных кредитов и займов, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом, выплаченные/полученные проценты по кредитам и займам;
- инвестиционная деятельность — движение средств, связанных с приобретением или реализацией основных средств и нематериальных активов;
- финансовая деятельность — получение долгосрочных кредитов и займов, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, погашение задолженности по полученным ранее кредитам, выплата дивидендов.
Прямой метод предполагает идентификацию всех проводок, затрагивающих дебет денежных счетов (приток денежных счетов). Последовательный просмотр всех проводок обеспечивает, помимо прочего, группировку оттоков и притоков денежных средств по обособленным видам деятельности (основной, инвестиционной, финансовой). Данный метод позволяет судить о ликвидности предприятия, детально показывая движение денежных средств на его счетах, но не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств.

при прямом методе расчет потока осуществляется на основе счетов бухгалтерского учета предприятия (Главной книги); при прямом методе предприятие получает ответы на вопросы относительно притоков и оттоков денежных средств и их достаточности для обеспечения всех платежей. при прямом методе является выручка от реализации продукции, при прямом методе поток денежных средств определяется как разница между всеми притоками средств на предприятии и их оттоками.

Методической основой прямого метода анализа ДП-ов является балансовый метод,
ДСнп + ДПп - ДПо = ДСкп.
где ДСнп; ДСкп - остаток денежных средств на начало и конец периода соответственно; ДПп - поступление денежных средств за период; ДПо - выбытие денежных средств за период.
Оценивая чистые денежные потоки по видам деятельности необходимо иметь ввиду следующее:
· Ч
истый денежный поток по текущей деятельности должен быть положителен. Положительный денежный поток от текущей деятельности - это свидетельство успешной деятельности организации и возможности дальнейшего развития за счет собственных средств.
· Чистый денежный поток по инвестиционной деятельности должен быть отрицательным (то есть платежи должны превышать поступления; поскольку инвестиционная деятельность связана с приобретением и продажей внеоборотных активов), это свидетельствует о том, что осуществляются значительные инвестиции во внеоборотные активы и, вероятно, расширяются производственные мощности предприятия.
· Чистый денежный поток по финансовой деятельности должен быть положительным (поскольку эта деятельность связана с изменением собственного инвестированного капитала и заемных средств), это свидетельствует о том, что организация финансирует свою расширяющуюся деятельность за счет внешних источников (а не только нераспределенной прибылью и кредиторской задолженностью.

Для стабильной развивающейся организации платежи и поступления по текущей деятельности должны преобладать в совокупных поступлениях и платежах.

27.Анализ денежных потоков косвенным методом.
Он позволяет объяснить причину расхождений между прибылью, и, например, сокращением денежных средств за период. Объяснить это можно тем, что в ходе производственной деятельности могут быть значительные доходы (расходы), влияющие на прибыль, но не затрагивающие величину денежных средств предприятия. В процессе анализа на эту величину и производят корректировку чистой прибыли. Расчет косвенным методом начинается с оценки изменений в отдельных статьях активов предприятия и их источников. Далее корректируются данные различных счетов, влияющих на размер прибыли.
Источник- на основе показателей баланса предприятия и отчета о финансовых результатов (отчетности).
Основой денежного потока является прибыль отчетного года и амортизация. В общем виде формулу для расчета и анализа движения денежных средств можно записать следующим образом.

ЧДП = ЧП + АО - (ΔА + АО) + (ΔП - ЧП) (16)
где ЧП - прибыль чистая отчетного периода; АО - амортизационные отчисления; ΔА - изменение актива; ΔП - изменение пассива.
Для того чтобы установить, с какой деятельностью (текущей, инвестиционной или финансовой) связано движение денежных средств, можно воспользоваться следующими взаимосвязями между статьями баланса и видами деятельности организации.

1) Текущая деятельность проявляется в балансе через приросты статей актива: «Запасы и НДС» Дебиторская задолженность», а также приросты статей пассива: «Нераспределенная прибыль» и «Кредиторская задолженность». При расчете денежного потока по текущей деятельности кроме перечисленных статей необходимо прибавить чистую прибыль и амортизацию отчетного года.
Денежный поток от текущей деятельности можно рассчитать по формуле:
ЧДПт.д. = ЧП+ АО - ΔЗ - ΔДЗ + (ΔКнакопл. -ЧП) + ΔКЗ (17)
где: ΔЗ - прирост запасов; ΔДЗ - прироста дебиторской задолженности; ΔКЗ - прирост кредиторской задолженности; (ΔКнакопл. - ЧП) - прирост накопленного капитала (нераспределенная прибыль и резервный капитал) за вычетом прибыли отчетного года, разность характеризует использование прибыли в отчетном году.
Таким образом, в сфере текущей деятельности сума чистой прибыли корректируется на следующие статьи:
-прибавляются к чистой прибыли: амортизация, уменьшение счетов к получению, увеличение расходов будущих периодов, убытки от реализации нематеральных активов, увеличение задолженности по уплате налогов.
-вычитаются: прибыль от продажи ценных бумаг, увеличение авансовых выплат, увеличение МПЗ, уменьшение счетов к оплате, уменьшение обязательств, уменьшение банковского кредита.

2) Инвестиционная деятельность отражается в балансе через прирост статьи актива «Внеоборотные активы» (плюс амортизация отчетного года).
Денежный поток по инвестиционной деятельности можно рассчитать по формуле:
ЧДПи.д. = - (Δ ВА + АО) (18)
где Δ ВА - прирост внеоборотных активов
В разделе инвестиционной деятельности:
1) прибавляются: продажа ценных бумаг и материальных внеоборотных активов;
2) вычитаются: покупка ценных бумаг и материальных внеоборотных активов

3)Финансовая деятельность отражается в балансе через приросты статей пассива: уставный капитал (за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров), добавочного капитала, долгосрочных обязательств, краткосрочных кредитов и займов.
Денежный поток от финансовой деятельности можно рассчитать по формуле:
ЧДПф.д. = ΔКинв + Δ Од + Δ ОКкиз (19)
где Δ Кинв - прирост инвестированного собственного капитала (уставный капитал за вычетом выкупленных акций и добавочный капитал); ΔОд - прирост долгосрочных обязательств; ΔОКкиз - прирост краткосрочных кредитов и займов.
В разделе финансовой деятельности:
1) прибавляется эмиссия обыкновенных акций;
2) вычитаются: погашение облигаций и выплата дивидендов.
Далее целесообразно проанализировать факторы изменения прибыли, такие как: затраты, включаемые в себестоимость продукции; изменение объемов продаж в кредит; начисление налогов и дивидендов и т.д.
в итоге должно быть равенство:
ДС на конец- ДС на начало=ТД+ИД+ФД
28.Анализ денежных потоков на основе финансовых коэффициентов. Коэффициентный метод в анализе денежных потоков применяется для изучения уровней и их отклонения от плановых и базисных значений различных относительных показателей, характеризующих денежные потоки; эффективности использования денежных средств организации; анализа динамики различных коэффициентов, позволяющего установить положительные и отрицательные тенденции. Данные процедуры позволяют отразить качество управления денежными потоками организации, разработать необходимые мероприятия для внесения соответствующих коррективов по оптимизации управленческих решений.
Коэффициентный анализ денежных потоков объединяет такие показатели:
К платежеспособности=ДСн+поступившие \ все платежи. К>1
К самофинанс 1.=ДС+финн.влож.краткоср.+КЗ \  среднеднев.платежи. должен расти
К самофинансирования 2= ДС+фин.влож. \  среднеднев.платежи. должен расти
К Бивера = Чмстая прибыль + Амортизация \ 4+5разделы-дох.буд.периодов. 0,4<К<0,5
К покрытия краткоср.обяз.притоком ДС = впоступления\5раздел.К>0,5
К потенц.самофинанс.=чистый Ден.Поток по Текущей деят-ти \ просроченные КЗ
К реинвестирования = сальдо Инвестиц.деят-ти \ сальдо Фин.деят-ти.должен расти
К степень покрытия инвестиционных вложения = чистый ден.поток ИД \ общая сумма инвестиций.

29.Управление денежными потоками в организации. Ликвидный денежный поток.Денежный поток организации представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, осуществляемых в процессе ведения хозяйственной деятельности.
Приток денежных средств, осуществляется за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг); увеличения уставного капитала от дополнительной эмиссии акций; полученных кредитов, займов и средств от выпуска корпоративных облигаций и др.
Отток денежных средств возникает вследствие покрытия текущих (операционных) затрат; инвестиционных расходов, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды; выплат дивидендов акционерам предприятия и т.д.
Чистый приток денежных средств (резерв денежной наличности) образуется как разница между всеми поступлениями и отчислениями денежных средств.
Основными задачами управления денежными потоками являются: формирование достаточного объема денежных средств, обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости организации, поддержание постоянной платежеспособности предприятия; максимизация чистого денежного потока; эффективное распределение сформированного объема денежных ресурсов по видам хозяйственной деятельности и направлениям использования. Процесс управления денежными потоками включает:
  • расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл);
  • анализ денежного потока и его прогнозирование;
  • определение оптимального уровня денежных средств;
  • составление бюджетов денежных средств.
Управление денежными потоками организации базируется на следующих основных принципах:
1Информативная достоверность 
2Обеспечение сбалансированности 
3Обеспечение эффективности использования денежных потоков путем осуществления финансовых инвестиций организации;
4Обеспечение ликвидности
Основная цель управления денежными потоками - обеспечение финансового равновесия организации в процессе ее развития путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и их синхронизации во времени.
Процесс управления денежными потоками организации последовательно охватывает следующие основные этапы:
  • анализ денежных потоков организации в предшествующем периоде;
  • выявление и анализ факторов, влияющих на формирование денежных потоков;
  • выбор направлений оптимизации денежных потоков;
  • составление бюджетов денежных потоков;
  • полный, своевременный и достоверный учет операций с денежными средствами;
  • контроль (аудит) законности совершения расчетных операций и правильности их отражения в учете;
  • анализ денежного потока отчетного периода;
  • определение оптимального уровня денежных средств;
  • прогнозирование денежных потоков.
 Ликвидный денежный поток характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от обычных видов деятельности предприятия (текущей и инвестиционной), поэтому он выражает эффективность работы фирмы. Он важен также для потенциальных инвесторов.
 Ликвидный денежный поток (ЛДП) рассчитывается по формуле:
 ЛДП = (ДСк-ДСн)-(ДКк-Дкн)-(ККк-ККн), где
  • ДК и ДК - долгосрочные кредиты и займы в конце и начале отчетного периода;
  • КК и КК - краткосрочные кредиты и займы в конце и начале отчетного периода;
  • ДС И ДС - денежные средства в конце и начале отчетного периода.
 Рассчитывая показатели ликвидного денежного потока в конце каждого месяца, можно составить из них динамические ряды и сделать выводы об уровне платежеспособности фирмы.
Длительность интервала времени, когда предприятие может обходиться без притока ДС=(ДС+ДЗ)\среднедневная себестоимость(рассчит .с\с поделить на 360)

30.Анализ стоимости капитала компании.Стоимость капитала представляет собой норму прибыли, которую инвестор ожидает получить на свою инвестицию с учетом рисков, связанных с ней. Каждый вид инвестируемого в компанию капитала имеет свою стоимость. В качестве исходной базы для оценки минимальной стоимости акционерного капитала часто используют прибыль, на которую может рассчитывать акционер, вложив деньги в какой-либо альтернативный проект с подобным уровнем риска. Оценку стоимости заемных средств осуществляют по ставке процента, которую ожидает получить инвестор-кредитор, предоставляя в пользование компании свои средства. Для организации, в которую акционер вложил свои деньги, эта потенциальная прибыль акционера по альтернативному проекту называетсяальтернативной стоимостью капитала. Так как альтернативных проектов может быть много, то значение альтернативной доходности приходится рассчитывать для каждого из них отдельно. В связи с этим часто используется термин «средневзвешенная стоимость капитала» (WACC), под которым понимается «альтернативная» стоимость процентной задолженности компании и средств ее акционеров  с учетом удельного веса каждой из этих составляющих в общей структуре капитала. Соответственно, произведение процентной величины WACC на сумму средств, инвестированных в компанию акционером, покажет размер той возможной прибыли, которую получил бы «средний инвестор», если бы вложил деньги в альтернативные инвестиционные проекты.
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC), как правило, используется:
– при составлении бюджета капитальных вложений;
– применении метода чистой приведенной стоимости для оценки инвестиционных проектов, что предполагает использование стоимости капитала в качестве ставки дисконтирования при расчете приведенной стоимости будущих потоков (поступлений) денежных средств;
Цена заемного капитала=Процент/сред.кред.
Цена Ск=девид/сред.СК
ССС=цена ЗК*удел.вес+Цена Ск*удел.вес

31. Методы оценки эффективности инвестиций
Инвестиции – это вложение капитала с целью получения прибыли.
1 группа методов оценки эффективности инвестиций – эмпирические статистические методы:

1) РР = Инвестиции / Годовой денежный поток от инвестиций
    РР – это срок окупаемости инвестиций (период времени, в течение которого ден. поток от этих инвестиций положительная величина.)
Недостатки:
-        не учитывается временная ценность этих денег
-        не учитывается ден. поток после наступления РР

2) Рентабельность инвестиций (показатель нормы прибыли на вложенный капитал)
R ин = Прибыль (сред) / Инвестиции
Инвестиции = (Первонач. стоим-ть инвест-й + Ост. стоим-ть инвест-й) / 2
Преимущества: простой, доступный метод, не нужно учитывать инфляцию.
Недостатки: учитывается только бух.показатель – прибыль, доверять показатель нельзя.

2группа методов оценки эффективности инвестиций – дисконтирование (процесс, обратный начислению сложного банковского %)
ТС = БС / (1+r)n  = БС · (1/1+r)
(1/1+r) – дисконт

На основе этих методов дисконтирования выделяют:
1.      Метод NPV (чистая текущая дисконтируемая стоим-ть)
NPV= å БСi / (1+r)n  - Q (первоначальное вложение)
Q > 0, проект эффективен
2. Метод PY (дисконтируемая рентабельность)
PY = å БСi / (1+r)n / Q
Q> 1, проект эффективен
3.      Метод IRR (внутренняя норма доходности)
IRR =å БСi / (1+r)n   =0

32. Анализ источников финансирования инвестиций
1991 год – первая редакция закона об инвестиционной деятельности.
2001 год – ФЗ «Об инвестиционной деятельности».

Инвестиции – ден. средства, целевые банковские вклады, паи, акции и др. ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии на товарный знак, кредиты и любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальная собственность – вкладываемые в объекты предприятия и др. вид деятельности в целях получения прибыли, дохода и достижение положительного соц. эффекта.

Инвестиционная деят-ть – любая форма вложения капитала
Инвестиции:
  1. реальные (строительство, перевооружение)
  2. портфельные (вложения в цен.бумаги др.предприятий с целью игры на изменение курса)
            долгосрочные (> 1 года, медленно реализуемые активы)
            краткосрочные (< года, абсолютно ликвидные активы - векселя)
Инвестиционный процесс – имеет временную протяженность и начинается с опреления адекватности планируемых инвестиц-х решений в стратегии предприятия.
Критерии вложения инвестиций:
-        выяснить существует ли противоречие м/у корпоративной целью инвестиц. проекта и целями развития социального проекта
-        проект не должен противоречить наличию требуемых ресурсов
При анализе структуры источников формирования инвестиций на микроэкономическом уровне (предприятия, фирмы, корпорации) все источники финансирования инвестиций делят на три основные группы: собственные, привлеченные и заемные (рис. 3.1). При этом собственные средства предприятия выступают как внутренние, а привлеченные и заемные средства — как внешние источники финансирования инвестиций.
-       


33. Оценка и анализ облигаций на финансовом рынке.
Облигации делятся на купонные и бескупонные (дисконтные).
Для купонных облигаций. Согласно условиям инвестирования в эти долговые финансовые инструменты, предприятие-эмитент облигаций обязуется производить периодический процентный платеж на годовой или полугодовой основе и погасить номинальную стоимость облигации к назначенному сроку окончания действия облигаций. Купонная облигация имеет следующие характеристики:
·                    номинальную стоимость M ,
·                    срок до погашения N ,
·                    процентную ставку ,
·                    условия выплаты процентов (периодичность выплат m).
Сущность оценки стоимости облигации состоит в том, что в течение срока существования облигации ее владелец должен получить ту же сумму, которую он вложил в облигацию при покупке. Особенность состоит в том, что совокупность платежей, которые должен получить владелец облигации, растянута во времени, и, следовательно, все будущие денежные потоки необходимо продисконтировать к моменту времени, для которого производится оценка стоимости облигации. В качестве показателя дисконта необходимо принимать доходность аналогичных финансовых инструментов.
Математическая модель оценки денежной стоимости облигаций основана на дисконтировании денежных потоков, выплачиваемых на протяжении всего срока до погашения. Стоимость облигации в настоящий момент времени равна дисконтированной сумме всех денежных потоков, с ней связанных:
          
         

Чему равна реальная доходность облигации, представленная в виде процентной ставки? Эта величина называется «доходностью к погашению» и обозначается  . Используя базовое соотношение,  можно определить с помощью уравнения:
,
В самом деле, если облигация продается на рынке по цене  , то эта цена должна быть «обеспечена» всеми последующими денежными поступлениями, но при условии, что норма доходности должна соответствовать этой цене.
Бескупонная (дисконтная) облигация. Обратимся теперь к дисконтным облигациям, которые также имеют номинальную стоимость, которая выплачивается инвестору в момент погашения облигации. В процессе эмиссии такие облигации продаются со скидкой (дисконтом). Величина скидки определяется процентной ставкой по данной облигации. Как правило, дисконтные облигации имеют срок погашения от 1 до 3 лет, наиболее характерны одногодичные.

34. Оценка и анализ акций на финансовом рынке.
Теория оценки акцийпредполагает, что премия за риск растёт пропорциональноβакции или инвестиционного портфеля.
Модель оценки долгосрочных активов имеет следующий вид (модель Шарпа):
где:
·        — ожидаемая ставка доходности на долгосрочный актив;
·        — безрисковая ставка доходности;
·        — коэффициент чувствительности актива к изменениям рыночной доходности , выраженный какковариациядоходности актива с доходностью всего рынка по отношению кдисперсиидоходности всего рынка , равный ; β-коэффициент для рынка в целом всегда равен единице;
·        ожидаемая доходностьрыночного портфеля;
·        — премия за риск вложения в акции, равна разнице ставок рыночной и безрисковой доходности.
Бета-коэффициент акции является мерой рыночного риска акции, показывая изменчивость доходности акции к доходности на рынке в среднем (применяется для оценки риска вложений в ценные бумаги).
За безрисковую ставку дохода на американском и международном рынках принято брать ценные бумаги, выпущеные американским правительством. В некоторых случаях также принимают ставки по ценным бумагам Великобритании. С недавних пор идет обсуждение того, является ли любой доход по проценту безрисковым на самом деле.
При определенных допущениях, перечисленных ниже, модель оценки привилегированной акции имеет вид:
 где  — равновесная цена привилегированной акции (оценка);
 — дивиденд на привилегированную акцию в году t = 0;
 — требуемая доходность инвестора.
Модель строится на следующих предпосылках:
• существует развитый высоколиквидный рынок привилегированных акций;
• оценка финансового актива может осуществляться по прогнозируемым потокам платежей, получаемых владельцами капитала;
• дивиденды по привилегированным акциям фиксированы и не меняются по годам;
• срок функционирования корпорации и соответственно привилегированных акций не ограничен.
• Модель предполагает знание требуемой доходности по привилегированным акциям (ставку дисконтирования потоков платежей k).
Оценка обыкновенных акций.
Формула оценки акции Гордона: 
 – дивиденд, обещанный в 1 году после покупки акции;
 – требуемая инвесторами доходность;
 – темп роста (если g=0, то акция оценивается как привилегированная).
Эта модель лучше всего прогнозирует цену акции корпораций, темп роста которых равен или ниже номинального роста экономики или отрасли, имеющих постоянный дивидендный выход и стабильную дивидендную политику.

35. Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.
Формула Z-модели Альтмана
В основе формулы лежит комбинация 4-5 ключевых финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое положение и результаты деятельности предприятия. Изначально формула была предложена Альтманом в 60-х годах прошлого века. Позже, автор предложил вариации данной формулы с учетом отраслевых особенностей организаций.
4-х факторная Z-модель Альтмана используется для непроизводственных предприятий (акции которых не котируются на бирже) и выглядит следующим образом:
Z-score = 6.56T1 + 3.26T2 + 6.72T3 + 1.05T4
где,
T1 = Рабочий капитал / Активы
T2 = Чистая прибыль / Активы
T3 = 
EBIT / Активы
T4 = Собственный капитал / Обязательства
Интерпретация полученного результата:
·         1.1 и менее – "Красна" зона, существует вероятность банкротства предприятия;
·         от 1.1 до 2.6 – "Серая" зона, пограничное состояние, вероятность банкротства не высока, но не исключается;
·         2.6 и более – "Зеленая" зона, низкая вероятность банкротства
Для производственных предприятий (акции которых не котируются на бирже) используется 5-тифакторная Z-модель Альтмана:
Z-score = 0.717T1 + 0.847T2 + 3.107T3 + 0.42T4 + 0.998T5
where,
T1 = Рабочий капитал / Активы
T2 = Чистая прибыль / Активы
T3 = EBIT / Активы
T4 = Собственный капитал / Обязательства
T5 = Выручка / Активы
Интерпретация полученного результата:
·         1.23 и менее – "Красна" зона, существует вероятность банкротства предприятия;
·         от 1.23 до 2.9 – "Серая" зона, пограничное состояние, вероятность банкротства не высока, но не исключается;
·         2.9 и более – "Зеленая" зона, низкая вероятность банкротства
Ноу-хау Альтмана заключается в подборе показателей и, главное, весов (коэффициентов), на которые в формуле умножаются эти показатели и оценки результирующего значения. Свои выводы Альтман делал на основе анализ американских предприятий за ряд лет. Кроме того, существуют отличные модели для компаний, акции которых котируются на бирже, и для непубличных компаний.


36. Прогнозирование банкротства по модели У.Бивера

У.Бивер, пожалуй один из самых первых ученых, стал исследовать чистые денежные потоки предприятия. Он считал, что отношение этого параметра к общей сумме долга предприятия определяет риск банкротства в будущем .Отличительной особенностью системы  Бивера является то, что в ней не предусмотрен интегральный показатель (как, к примеру у Альтмана), а также не рассчитываются веса при коэффициентах. Значения коэффициентов сравниваются с контрольно-нормативными значениями для трех состояний предприятия:
1 состояние. Финансово устойчивое предприятие
2 состояние. Для предприятий, которые стали банкротами в течение 5 лет
3 состояние. Для предприятий, которые стали банкротами в течение 1 года
Система коэффициентов У.Бивера (1966)  для диагностики риска банкротства предприятия.
Коэффициент
Вычисление коэффициента
1 состояние
2 состояние
3 состояние
1.      Коэфф. Бивера
(Чистая прибыль + Амортизация) / (Долгосрочные + текущие обязательства)
0.4-0.45
0.17
-0.15
1.      Рентабельность активов, %
Чистая прибыль * 100/ Активы
6-8
4
-22
1.      Финансовый «рычаг»
(Долгосрочные + текущие обязательства) / Активы
<0.37
<0.5
<0.8
1.      Коэфф. покрытия активов чистым оборотным капиталом
(собственный капитал – Внеоборотные активы) / Активы
0.4
<0.3
-0.06
1.      Коэфф. покрытия
Оборотные активы / текущие обязательства
<3.2
<2
<1

37. Методика А-счета Аргенти. Показатель Аргенти характеризует кризис управления. Согласно данной методике, исследование начинается со следующих положений:
  1. идет процесс, ведущий к банкротству;
  2. этот процесс для своего завершения требует нескольких лет;
  3. процесс может быть разделен на три стадии: недостатки, симптомы, ошибки.
    Недостатки. Компании, скатывающиеся к банкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго до фактического банкротства.  Ошибки. Вследствие накопления этих недостатков компания может совершить ошибку, ведущую к банкротству (компании, не имеющие недостатков, не совершают ошибок, ведущих к банкротству). 
    Симптомы. Совершенные компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшение показателей (скрытое при помощи "творческих" расчетов), признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущего к банкротству, который часто растягивается на срок от пяти до десяти лет.
    При расчете А-счета конкретной компании необходимо ставить либо количество баллов согласно Аргенти, либо 0 - промежуточные значения не допускаются. Каждому фактору каждой стадии присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель - А-счет. (таб. 10)
    Недостатки = Максимально возможная сумма баллов=45
ошибки=45баллов
max=100
успешные компании-5-18 балл
испытывающие трудности- 35-70 баллов

38. Отечественные методики банкротства предприятия.
Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения этого коэффициента на конец отчетного периода и изменение этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности (6 месяцев). Формула расчета следующая:
где Ктл.к - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности,
Ктл.н - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода,
Т - отчетный период, мес.,
2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности,
6 - нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах.
Коэффициента восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения этого коэффициента на конец отчетного периода и изменение этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности (3 месяца).
Формула расчета следующая:
где Ктл.к - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности,
Ктл.н - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода,
Т - отчетный период, мес.,
2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности,
3 - нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах.
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный за период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность.
Еще один отечественный метод определения банкротства. Мы берем 15 коэф. и показателей,перемножаем их и высчитываем корень 16 степени из прозведения,в итоге получаем индекс,есле I > 3,банкротство не грозит,1<I<3 – возможно Б. I<1 – предприятие банкрот.
необходимые показатели:1.К абс.ликвидности;2.К текущей ликвидности;3 К перспективной ликвидности;4 К обеспеч.собств.источниками; 5 К маневреннсти;6 К автономности;7 К ресурсоотдачи; 8 R продаж; 9 R CK;10 R активов;11 однодневная выручка;12 однодн.прибыль; 13 прибыль на 1 работника; 14 выручка на 1 работника;15 Выручка\КЗ

39. Состав оперативного бюджета состоит из:
а) бюджет продаж.
б) бюджет коммерческих расходов.
в) производственный бюджет.
г) бюджет закупки/использования материалов.
д) бюджет трудовых затрат.
ж) бюджет общих и административных расходов.
е) бюджет общепроизводственных расходов.
ж) бюджет общих и административных расходов.
з) прогнозный отчет о прибылях и убытках.
 Порядок составления оперативного бюджета
Схема построения бюджета:
Прогноз продаж
Бюджет производства
Бюджет запасов
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет административных расходов
Бюджет снабжения
Бюджет расходов основных материалов
Бюджет прямой заработной платы
Бюджет косвенных производственных расходов
бюджет себестоимости
Бюджет доходов и расходов
Прогноз выручки
Прогноз баланса
Проект инвестиций
Бюджет движения денежных средств

Первым шагом составления является прогноз продаж. Это утверждение соответствует рыночному принципу планирования, и ему могут возразить только те предприятия, объем выпуска которых ограничен их производственной мощностью и они продают столько, сколько могут произвести. Отчасти их возражения будут верны: объем продаж в следующем прогнозном периоде для них действительно будет определяться объемом производства, этот, в свою очередь, - наличной производственной мощностью или пропускной способностью оборудования. Но если такое предприятие самостоятельно, оно будет заинтересовано в расширении - если реализуется все, что удается произвести, надо производить больше. И прогноз продаж на более длительный срок является необходимым для составления проектов расширения, прежде всего проекта инвестиций. Если же такое предприятие является частью холдинга, то его бюджет будет только частью основного бюджета головного предприятия, и вот тот бюджет начнется именно с прогноза продаж.
Вторым шагом является параллельное или можно сказать одновременное составление бюджета производства и бюджета запасов. Этот бюджет привлекает больше внимания со стороны руководства; но если не знать своих запасов, допустим, па начало периода, как можно подсчитать, сколько требуется производить? Может, производить в ближайшее время вообще ничего не сюит, а имеет смысл распродать. Значит, планируем запасы - производство - снова запасы - сверяем их со складскими возможностями - корректируем производство - запасы и т. д.
Третьим шагом будет составление бюджета коммерческих расходов и бюджета административных расходов. При этом стоит помнить, что коммерческие расходы обычно носят полупеременный или даже чисто переменный характер и потому должны планироваться в связке с реализацией. В то же время административные расходы отражают только размеры управленческого аппарата. Значит, это расходы сугубо постоянные, и их бюджет может быть составлен обособленно.
На следующем, четвертом, шаге следует составить бюджет снабжения (он же бюджет закупок). Исходные данные для него берутся из бюджета запасов и прогноза продаж, иногда - из бюджета производства, которые позволяют рассчитать, сколько и какого сырья, материалов и комплектующих в какие сроки нужно завезти. Информация о платежах за поставки потом используется при составлении бюджета денежного потока. Бюджет производства на пятом шаге перетекает в бюджет расхода основных материалов. Можно сказать, что именно этот бюджет образует вторую строчку: себестоимость реализованной продукции в Отчете о прибыли и убытках, с другой - он показывает, сколько сырья, материалов и комплектующих будет израсходовано для намеченного объема производства (потребность в ресурсах). Следовательно, там где есть возможность составлять бюджет основных материалов не только в денежном, но и в натуральном выражении, это желательно делать. На этом же, пятом шаге планируется прямая (сдельная) заработная плата, зависящая от объемов производства.
На шестом этапе должен появиться бюджет косвенных производственных расходов, т.е. расходов, которые предприятие несет для поддержания производства в действующем состоянии, но которые не могут быть увязаны с каким-либо конкретным изделием. Расходы также могут демонстрировать разную степень связи с доходами и быть как полу переменными, так и постоянными. Косвенные производственные расходы, рассчитанные на единицу продукции, в сумме с прямой себестоимостью дадут нам производственную себестоимость нашей продукции/услуг. А сейчас мы переходим к седьмому шагу- бюджету доходов и расходов по основной деятельности. Составление его просто, так как вся необходимая для составления бюджета доходов и расходов информация у нас уже есть. А при укрупнении бюджет доходов и расходов образует ту часть Отчета о прибыли и убытках, которая отражает основную деятельность предприятия без финансовой, прочей инвестиционной деятельности. Если предприятие не имеет «прочей деятельности» в больших объемах и не планирует получать крупных доходов от финансовой деятельности или связанных предприятий, то Отчет о прибыли и убытках можно считать готовым. Отчет о прибыли и убытках у нас готов. Теперь мы возвращаемся назад к прогнозу доходов, превращая его в прогноз выручки т. е. реальных поступлений «живых денег».
На восьмом шаге мы подходим к - прогнозированию баланса. Заполняем форму баланса на будущий период, предполагая что может быть. По данным полученного прогноза баланса можно будет рассчитать будущие показатели финансовой устойчивости, ликвидности и сравнить их с нынешними. Что может позволить изменить (улучшить) положение предприятия (фирмы).


40. Состав финансового бюджета
Бюджет капитальных затрат это информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.
Бюджет капитальных затрат или инвестиционный бюджет. Отражает основные направления капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов.
Бюджет денежных средств состоит из двух частей
ожидаемые поступления денежных средств
ожидаемые платежи и выплаты.
Бюджет движения денежных средств формируется с целью:
. расчета необходимого объема денежных средств в определенный период времени;
. определения моментов и продолжительности периода, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств;
. рационального использования денежных средств;
. принятия управленческих решений при дефиците (избытке) денежных средств во избежании кризисных явлений.
Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой, данные о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируется приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, продажа активов, возможные займы, получение процентов и дивидендов и т.д. Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку бюджета денежных средств должен знать, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу же или возможна отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей и выплат предприятия. Помимо регулярных текущих расходов, денежные средства также могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, на возврат займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должна быть собрана для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств. Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.
вывод- финансовый бюджет состоит из:
Бюджета капитальных затрат;
Бюджет денежных средств;
Прогнозируемого баланса;
Порядок составления финансового бюджета
В российской практике финансовый бюджет составляется на основе:
бюджета денежных средств;
бюджета капитальных затрат;
прогнозируемого баланса;
Бюджет денежных средств является основным документом финансового планирования, составляется на весь прогнозный период и представляет прогноз денежных притоков и расходов. Бюджет денежных средств составляют, как с целью обеспечения постоянного наличия денежных средств, направляемых на исполнение обязательств предприятия, так и для эффективного использования избытка этих средств. Бюджет денежных средств составляем на основании оперативного бюджета. Таким образом, чтобы составить бюджет получения денежных средств, необходимо бюджет продаж детализировать по месяцам. Помимо получения денежных средств от продаж и оплаты закупок материалов бюджетом денежных средств должны быть учтены все другие источники поступления наличных и безналичных денег и направления их расходования. Теперь мы можем перейти к составлению прогнозируемого баланса, основываясь на ранее составленных бюджетах.
Примерная таблица прогнозируемого баланса:
Актив
сумма
Пассив
Сумма
Основные средства

Уставный капитал

Товары

Нераспределенная прибыль

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Касса, расчетный счет(денежные средства)

Расчеты с бюджетом Займы

Итого:

Итого:

Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строиться на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом.