понедельник, 31 марта 2014 г.

Экономический анализ первые 20 вопросов

  1. Предмет и метод экономического анализа.
  2. Виды экономического анализа.
  3. Методы и приемы экономического анализа.
  4. Метод сравнения, характеристика, область применения.
  5. Метод анализа по факторам, разновидности  метода, их характеристика.
  6. Балансовый метод, возникновение, характеристика, область применения.
  7. Графические методы, назначение методов, область применения.
  8. Методы анализа финансовой отчетности предприятия.
  9. Экономико-математические методы , общая характеристика.
  10. Анализ использования производственных ресурсов, методы анализа, последовательность проведения.
  11. Анализ себестоимости продукции и продаж, методы и приемы анализа.
  12. Анализ производства и реализации продукции, методы анализа.
  13. Анализ финансовых результатов.
  14. Методика анализа показателей рентабельности.
  15.  Анализ деловой активности предприятия на рынке.
  16. Корректировка баланса на инфляцию и его чтение.
  17. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
  18. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
  19. Анализ кредитоспособности предприятия.
  20. Комплексная оценка кредитоспособности заемщика.
  21.  Комплексная, рейтинговая оценка деятельности предприятия, разновидности, область применения.
  22. Анализ показателей прибыли предприятия, методы анализа.
  23. Анализ прибыли от продаж по факторам.
  24. Анализ состояния и движения собственного капитала организации.
  25. Анализ эффективности использования собственного капитала организации.
  26. Анализ денежных потоков прямым методом.
  27. Анализ денежных потоков косвенным методом.
  28. Анализ денежных потоков на основе финансовых коэффициентов.
  29. Управление денежными потоками в организации. Ликвидный денежный поток.
  30. Анализ стоимости капитала компании.
  31. Методы оценки эффективности инвестиций.
  32. Анализ источников финансирования инвестиций.
  33. Оценка и анализ облигаций на финансовом рынке.
  34. Оценка и анализ акций на финансовом рынке.
  35. Анализ банкротства предприятий по формулам Альтмана.
  36. Анализ банкротства по формулам Бивера.
  37. Анализ банкротства предприятия по методике Аргенти.
  38. Отечественные методики банкротства предприятия.
  39. Бюджетирование, состав бюджетов, методика составления операционного бюджета.
  40.  Бюджетирование, состав бюджетов, методика составления финансовых бюджетов предприятия



1. Предмет и метод экономического анализа.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.
Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.
Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.
К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.
Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

2. Классификация видов эк. анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В эк. литературе анализ классифицируется по следующим признакам:
1. По отраслевому признаку различают:
§  Отраслевой 
§  Межотраслевой 
2. По пространственному признаку можно выделить:
Ø Внутрифирменный
Ø Межфирменный
3. По субъектам (пользователям) анализа различают:
Ø Внутренний – осуществляется непосредственно на предприятии
Ø Внешний – проводится органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
4. По степени охвата объектов анализ делится на:
Ø Сплошной – при нем выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;
Ø Выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов.
5. По содержанию программы анализ может быть:
Ø Комплексный – предусматривает анализ различных сторон деятельности предприятия;
Ø Тематический – предусматривает анализ отдельной стороны деятельности предприятия.
6. По признаку времени:
Ø Перспективный (предварительный)
     В зависимости от длины временного горизонта делится на:
•         краткосрочный (охватывает период до одного года),
•         долгосрочный (охватывает период свыше года);
Ø Ретроспективный (последующий) – используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов.                                                                                
     Делится на:
•         оперативный (проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени),
•         итоговый (изучает результаты работы за отчетный период времени);
Ø Экспресс – анализ – это способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.
7. По объектам управления различают:
Ø Технико-экономический – это анализ взаимодействия технических и экономических процессов и их влияния на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Ø Финансово-экономический  это анализ финансовых результатов деятельности предприятия: выполнение финансового плана, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия и другие.
Ø Социально-экономический  это анализ взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Ø Маркетинговый анализ - изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Ø Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.
Ø Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
8. По источникам информации выделяют:
Ø Финансовый анализ - изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости;
Ø Управленческий анализ - экономический анализ, который проводится на основе данных управленческого учета работниками предприятия с целью информационно-аналитического обеспечения менеджмента и собственников предприятия;
Ø Инвестиционный анализ - используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.
9. По методике исследования различают анализ:
Ø Бенчмаркетинг – его особенность состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях;
Ø Диагностический – позволяет обосновывать предпочтительные варианты развития;
Ø Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. может быть выражен математической зависимостью;
Ø  Стохастический анализ - направлен на изучение косвенных связей, т. е. опосредованных факторов (в случае невозмож­ности определения непрерывной цепи прямой связи);
Ø Маржинальный анализ  это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;
Ø Анализ коммерческих рисков - имеет большое практическое значение, поскольку деятельность орга­низаций осуществляется в условиях неопределенности, при на­личии рискованных хозяйственных ситуаций;
Ø Функционально-стоимостный – исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации (метод выявления резервов);
Ø Комплексный – направлен на комплексную оценку эффективности деятельности организации и выявление тенденций ее развития;
По методике изучения анализ может быть:
- горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий;
- вертикальный (структурный) - определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
- трендовый - определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;
- факторный - выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ в свою очередь может быть: детерминированный (влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастический (связь факторов с результативным является вероятностной - корреляционной);
- маржинальный - метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли;
10. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ различают:
Ø С ручной обработкой;
Ø С использованием средств малой механизации;
Ø С ЭВМ (компьютерный анализ).
11. По периодичности проведения различают:
Ø Годовой,
Ø Квартальный,
Ø Месячный,
Ø Ежедневный,
Ø Сменный,
Ø Разовый.
3.      Методы и приемы экономического анализа.

3.
Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
·        Использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность;
·        Изучение причин изменения этих показателей;
·        Выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
Первой такой особенностью является использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов. Эта система формируется обычно в ходе планирования, при разработке систем и подсистем экономической информации, что не исключает возможности исчисления в ходе самого анализа новых показателей.
Вторая характерная особенность метода экономического анализа – изучение причин, вызвавших изменение тех или иных хозяйственных показателей. Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, то задача анализа – рачкрытие и изучение этих причин (факторов). На хозяйственную деятельность предприятия, даже на отдельно взятый показатель, могут влиять многочисленные и разнообразные причины. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель. Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродействующих ЭВМ.
В число основных традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить:
·        Использование абсолютных, относительных и средних величин;
·        Применение сравнения;
·        Группировки;
·        Индексный метод;
·        Метод цепных подстановок;
·        Балансовый метод.
Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли). Абсолютные величины в анализе используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.
Экономический анализ начинается по своей сути с исчисления величины относительной.
Не менее важное значение  имеют в процессе анализа средние величины. В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних – средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.
Сравнение – наиболее ранний и наиболее распространенный  способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, т.е. с синтетического акта, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяется в них общее и различное. Существует несколько форм сравнения: с планом, с прошлым, с лучшим, со средними данными.
Группировка – неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих. Индексный  метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Статистика называет несколько форм индексов, которые используются в аналитической работе (агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.).
Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. В этом случае анализируемый совокупный показатель как функция нескольких переменных должен быть изображен в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие. Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными.
Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость).
Широкое использование математических методов является важным направлением совершенствования экономического анализа, повышает эффективность анализа деятельности предприятия и его подразделений. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа, более полного охвата влияния факторов на результаты коммерческой деятельности, замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями, постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную или традиционными методами.
4.      Метод сравнения, характеристика, область применения.
Сравнение - один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется на каждом шагу, временами автоматически, неосознанно.
Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой.
Сущность этого способа может быть раскрыта следующим образом. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.
В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ.
Наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение:
1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.
2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.
3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.
4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.
5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли.
6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей.
7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.
В экономическом анализе различают также горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный виды сравнительного анализа.
Горизонтальный сравнительный анализ применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого, среднего уровня, достижений науки и передового опыта и т. д.).
С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
При одномерном сравнительном анализе сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю.
При многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
- единство периодов времени, за которые производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;
- сопоставимость методики исчисления показателей.

5.      Метод анализа по факторам, разновидности  метода, их характеристика.
можно выделить две цели факторного анализа:
  • определение взаимосвязей между переменными, их классификация, т. е. «объективная R-классификация»;
  • сокращение числа переменных.
Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонентов. Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонентов некоррелированными факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа, что упрощает интерпретацию результатов. Достоинство данного метода также в том, что он – единственный математически обоснованный метод факторного анализа.
Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Существуют следующие типы факторного анализа:
  1. Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
  2. Стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.
  3. Прямой (дедуктивный) – от общего к частному.
  4. Обратный (индуктивный) – от частного к общему.
  5. Одноступенчатый и многоступенчатый.
  6. Статический и динамический.
  7. Ретроспективный и перспективный.
Также факторный анализ может быть разведочным – он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках и конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках. Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий.
Обязательные условия факторного анализа:
  • Все признаки должны быть количественными;
  • Число признаков должно быть в два раза больше числа переменных;
  • Выборка должна быть однородна;
  • Исходные переменные должны быть распределены симметрично;
  • Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.
При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие между собой переменные, как следствие происходит перераспределение дисперсии между компонентами и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные, что бывает особенно важно при анализе социальных представлений и ценностей.
Как правило, факторный анализ проводится в несколько этапов.
Этапы факторного анализа:
1 этап. Отбор факторов.
2 этап. Классификация и систематизация факторов.
3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).
По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Методы детерминированного факторного анализа: Метод цепных подстановок; Метод абсолютных разниц; Метод относительных разниц; Интегральный метод; Метод логарифмирования.
Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы, и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.

6.      Балансовый метод, возникновение, характеристика, область применения.
Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности
Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности , сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчёта резервов повышения эффективности производства. При применении Б. м. в а. х. д. связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных математич. действий над сравниваемыми показателями. Данный метод анализа получил название балансового потому, что исторически первым примером увязки большого числа показателей хозяйственной деятельности путём выведения равенства двух их итогов был бухгалтерский баланс. Устанавливаемое балансовым методом равенство итогов (баланс) показывает, что в анализе учтены все взаимодействующие факторы и отражающие их экономические показатели и что связь между ними представлена правильно. Так, для выяснения причин, вызвавших изменение объёма реализованной продукции по сравнению с прошлым периодом, используется зависимость реализации продукции от её выпуска и изменения остатков нереализованной продукции за изучаемый период. Баланс составляется по следующей схеме: рост реализации продукции равняется росту выпуска продукции плюс уменьшение за год нереализованных остатков готовой продукции (на складах предприятия, в пути к покупателю и на складах покупателя) или же минус увеличение этих остатков. На основе аналогичного сопоставления можно проанализировать зависимость выполнения плана реализации от выполнения плана выпуска продукции и изменения её остатков.
Балансовый метод часто применяется при анализе использования ресурсов. Например, для выяснения возможностей улучшения использования оборудования составляется баланс использования режимного фонда времени в станко-часах; для определения влияния потерь рабочего времени на производительность труда и объём продукции — в человеко-часах; для выявления возможностей экономии материальных ресурсов — баланс потребления материальных ресурсов.
Балансовый метод эффективен в разных областях аналитической работы, но особенно широкое распространение он получил в анализе финансового состояния предприятия, где главным источником информации служит бухгалтерский баланс. С помощью балансового метода производится перегруппировка статей баланса, в результате которой он как бы расчленяется на ряд частных балансов: баланс нормируемых оборотных средств и их источников, баланс расчётов предприятия с дебиторами и кредиторами и др. После этого составляется сводная аналитическая таблица, характеризующая размещение привлечённых сверх норматива оборотных средств в статьях актива бухгалтерского баланса. На левой стороне этой таблицы (в активе) показываются в виде отдельных слагаемых сверхнормативные запасы нормируемых товарно-материальных ценностей, дебиторская задолженность, товары отгруженные и другие непланируемые статьи актива, а на правой — (в пассиве) отражаются источники увеличения средств — сверхплановая прибыль, ссуды Госбанка, остатки специальных фондов, кредиторская задолженность и др. Итоги таблицы должны балансироваться, т. к. в ней отражаются одни и те же дополнительно привлечённые оборотные средства в двух различных группировках.
Балансовый метод применяют также при проверке расчётов, произведённых другими специальными аналитическими методами.
7.      Графические методы, назначение методов, область применения.
Графические методы связаны прежде всего с геометрическим изображением функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Графики используются для быстрого нахождения значения функций по соответствующему значению аргумента, для наглядного изображения функциональных зависимостей. В экономическом анализе применяются почти все виды графиков: диаграммы сравнения, диаграммы временных рядов, кривые распределения, графики корреляционного поля, статистические картограммы. Особенно широко распространены в анализе диаграммы сравнения — для сравнения отчетных показателей с плановыми, предшествующих периодов и передовых предприятий отечественных или зарубежных. Для наглядного изображения динамики экономических явлений (а в анализе с динамическими рядами приходится иметь дело очень часто) используются диаграммы временных рядов. С помощью координатной сетки строятся графики зависимости, например, уровня издержек от объема произведенной и реализованной продукции, а также графики, на которых можно изображать и корреляционные связи между показателями. В системе осей координат изображение показывает влияние различных факторов на тот или иной показатель.Широко применяется графический метод для исследования производственных процессов, организационных структур, процессов программирования и т. д. Например, для анализа эффективности использования производственного оборудования строятся расчетные графики, в том числе графики множественных факторов.
В математически формализованной системе анализа, планирования и управления особое место занимают сетевые графики. Они дают большой экономический эффект при строительстве и монтаже промышленных и других предприятий.

8. Методы анализа финансовой отчетности предприятия
При анализе бухгалтерской(фин)отчетности используются общенаучные и специальные методы ,которые характерны для все направлений экономического анализа.
Динамический метод-основополагающий метод,который предполагает рассмотрение любого процесса и явления как целенаправленного процесса,находящегося в динамике и взаимосвязи с другими явлениями.
Метод детализации-предполагает последовательное раскрытие комплексных статей и показателей через частные.С его помощью выявляются внутренняя противоречивость и взаимосвязь всех составляющих анализируемого обьекта.В анализе отчетности применяется деддуктивный метод исследвания,при котором анализ начинается с обобщающих показателей деятельности,что свойственно финансово-экономическому и финансово-инвестиционному анализам.При индуктивном методе вначале изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений хозяйствующих субьектов(бригад,цехов,произв-х единиц либо отдельных видов продукции)а затем материалы обобщаются по всей экономической системе ,что характерно для технико-экономического и функционально-стоимостного анализов.В процессе фин отчетности все виды анализа сочетаются,поэтому дедукция и индукция применяются одновременно.Метод анализа- это системный комплексный подход к изучению результатов деятельности хозяйствующего субьекта,выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов,обобщению материалов анализа в виде выводом и рекомендаций на основе обработки спец приемами всей имеющейся инф-и о результатах деят-ти.Методу анализа свойственен системный подход ,при которо любая составляющая обьекта анализа изучается с позиции ее влияния на состояние хоз.субьекта и рез-ы его деятельности в целом.В методе анализа системный подход сочетается с комплексным.Комплексность исследования предполагает рассмотрение итогов деятельности обьекта анализа как результата взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на них факторов.
9. Экономико-математические методы , общая характеристика
Мктоды мат моделирования имеют большое значение при прогнозировании показателей отчетности и подготовке моделей обоснования мероприятий для регулирования основных показателей отчетности.В основу построения э-м моделей любого типа должны быть заложены след принципы:- причинности;относительной независимости исследуемых показателей;комплексности;идентичности.
Наибольшее распространение в анализи фин отчетности получили детерминированные модели ,которые описывают жесткую определенную связь между причинами(факторами) и следствием(результатом).В этих моделях одному значению факторов сопутствует одно значение результативного показателя.В детерминированных моделях можно выделить след тивы: адаптивные(сложение);мультипликативные (умножения);кратные(деление) и смешанные модели.В анализе фин отчетности также используют Оптимизационнае модели,позволяющие выбрать вариант получения максимального или минимального уровня целевого показателя при изменении управляемых факторов.К оптимизац моделям относят модели линейного программирования (модель оптимальной перевозки грузов,модель пользы услуг) и динамического программирования (экстремальные модели).Модели динамического программирования исп когда требуется выбрать не один а несколько вариантов решения.Для анализа фин отч особое значение имеют имитационные модели,построенные по принципу эксперимента воспроизводящего процесс функционирования системы во времени.Имитационное моделирование включает три осн элемента:- имитационная модель;-экспертные процедуры с помощью которых анализируются и оцениваются разл решения;- языки программирования.

9. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ЭММ) АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Экономико-математические методы в анализе:
      1)  методы элементарной математики;
      2) классические методы математического анализа:
      а) дифференциальное и интегральное исчисление;
      б) вариационное исчисление;
      3) методы математической статистики:
      а) методы изучения одномерных статистических совокупностей;
      б) методы изучения многомерных статистических показателей.
      Наибольшее распространение из математико-статистических методов в экономическом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа;
      4)  эконометрические методы:а производственные функции;
      б методы «затраты – выпуск» (межотраслевой баланс) – матричные (балансовые) модели, строящиеся по шахматной схеме и позволяющие в компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства;
      в) национальное счетоводство;
      5) методы математического программирования: а линейное программирование;
      б) блочное программирование;
      в) нелинейное программирование (целочисленное, квадратическое, параметрическое);
      г) динамическое программирование;
      6)  методы исследования операций:а)методы решения линейных программ; б управление запасами;
      в) износ и замена оборудования;
      г) теория игр – теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы;
      д) теория расписания;
      е) сетевые методы планирования и управления;
      ж) теория массового обслуживания (исследует на основе теории вероятностей математические методы количественной оценки процессов массового обслуживания);
      7)  методы экономической кибернетики(анализирует экономические явления и процессы в качестве сложных систем с точки зрения законов и механизмов управления и движения информации в них):
      а) системный анализ;
      б) методы имитации;
      в) методы моделирования;
      г) методы обучения, деловые игры;
      д) методы распознавания образов;
      8)  математическая теория оптимальных процессов;
      9)  эвристические методы– неформализованные методы решения экономических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуацией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов.
      По признаку оптимальности экономико-математические методы подразделяются на:
      1)  оптимизационные точные методы(методы теории оптимальных процессов, методы математического программирования, методы исследования операций);
      2)  оптимизационные приближенные методы(методы экономической кибернетики, методы математической теории планирования экстремальных экспериментов, эвристические методы);
      3)  неоптимизационные точные методы(методы элементарной математики, классические методы математического анализа, эконометрические методы);
      4)  неоптимизационные приближенные методы(метод статистических испытаний).
       Балансовые методы– методы анализа структуры, пропорций, соотношений.
       Факторный анализ– постепенный переход от исходной факторной системы (результативный показатель) к конечной факторной системе (или наоборот), раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
10. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
Оборотные средства (оборотный капитал) – это часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы.
Производственные оборотные фонды – это предметы труда, которые в процессе изготовления продукции изменяют или утрачивают свою натурально-вещественную форму, целиком потребляются в одном производственном цикле и переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции.
Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный капитал, накопленная прибыль и др.). Обычно величина собственного оборотного капитала определяется как разность между итогом третьего раздела пассива баланса и итогом первого раздела актива баланса (собственные средства минус внеоборотные активы). Для нормальной обеспеченности хозяйственной деятельности оборотными средствами величина их устанавливается в пределах 1/3 от величины собственного капитала.
Заемные оборотные средства формируются в форме банковских кредитов, а также кредиторской задолженности. Они предоставляются предприятию во временное пользование
В разных странах между собственным и заемным капиталом используются различные соотношения (нормативы). В России применяют соотношение 50/50. система формирования оборотных средств оказывает влияние на скорость оборота, замедляя или ускоряя ее.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные этапы анализа оборотных средств:
  • • оценка эффективности использования оборотных средств;
  • • анализ обеспеченности предприятия оборотными сред-ствами;
  • • анализ обоснованности норм расхода материально – технических ресурсов;
  • • обоснование оптимальной потребности в оборотных средствах.
Источниками информации для анализа являются формы бухгалтерской и статистической отчетности; план материально-технического снабжения, договоры на поставку сырья и материалов.
Для характеристики эффективности использования оборотных средств применяется система показателей (табл. 5.5).
Таблица 5.5 Показатели использования производственных ресурсов
Группа оборотных средств
Статьи баланса, включаемые в группу
Оборотные средства с минимальным риском вложения
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложе-ния
Оборотные средства с малым рис-ком вложения
Дебиторская задолженность менее 12 мес., производственные запасы (за вычетом залежалых), запасы готовой продукции (за вычетом не пользующейся спросом)
Оборотные средства со средним риском вложения
МБП, незавершенное производство и расходы будущих периодов
Оборотные средства с высоким риском вложения
Продукция, не пользующаяся спросом, сомнительная дебиторская задолженность, прочие оборотные средства, не во-шедшие в перечисленные группы
АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Анализ обеспеченности потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение можно рассмотреть на примере следующей задачи.
Наименование показателя
Способ расчета
Прибыль на рубль материальных за-трат
Прибыль / Материальные затраты
Материалоотдача
Стоимость произведенной продукции / Сумма материальных затрат
Материалоемкость
Сумма материальных затрат / Стоимость произведенной продукции
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции
Сумма материальных затрат / Полная себестоимость товарной продукции
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Стоимость реализованной продукции / Среднегодовая стоимость оборотных средств
Коэффициент загрузки оборотных средств
1 / Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Скорость оборота оборотных средств
Количество дней в периоде / Коэффициент обора-чиваемости оборотных средств

11. Анализ себестоимости продукции и продаж, методы и приемы анализа.
Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Исчисление этого показателя необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.
Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета; плановые данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).
Производственные затраты предприятий и объединений в анализе группируются в 2-х направлениях: по экономическим элементам и калькуляционным статьям.
Анализ затрат по элементам. Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. Выделяют следующие элементы: материальные расходы, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты.
Группировка расходов по элементам позволяет осуществлять контроль над формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание.
Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.
В большинстве отраслей промышленности задание по себестоимости утверждается предприятием в виде предельного уровня затрат на рубль товарной продукции.
Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарное продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это — наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.
Затраты на 1 рубль выручки вычисляются путем деления себестоимости на выручку. Так же данное значение находится путем сложения величин материалоемкости (материальные затраты/выручка), трудоемкости (фонд оплаты труда/выручка), фондоемкости (амортизация/выручка) и прочей емкости (прочие расходы/выручка).

12. Анализ производства и реализации продукции, методы анализа.

Задачи анализа объема производства и реализации продукции:
1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
3) выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
источники:в поясн.к бух.балансу есть расшифровка Запасов;отчет о финн.результатах,1 форма.
Анализ произведенной и отгруженной продукции выполняется с помощью показателей Выручки,Остатки гп на начало периода,остатки гп на конец,Гот.Продукция,ДЗ на нач,ДЗ на конец, Реализация.
ГП=Остат на конец+Выручка-остатки на начало
Реализация=Выручка+ДЗ На начал.-ДЗ на конец.
Если темп роста выручки выше чем темп роста Товарной продукции ,отпускается проукция быстрее нежели производиться,существует коммерческий риск.( продукция пользуется спросом). Темп роста реализации ниже, чем темп роста выручки, это означает что ДЗ растет,  это положительно влияет на финансовое состояние предприятия.

13. Анализ финансовых результатов.














Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:
·         исследование изменений каждого показателя за анализируемый период;
·         исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
·         изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов.
Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является:3
·         оценка динамики показателей прибыли;
·         обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли;
·         выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;
·         оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:4
·         Бухгалтерский баланс, форма № 1,
·         Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2,
·         Для годовой формы отчёта о прибылях и убытках предусмотрена справка с отражением сумм дивидендов на одну акцию в текущем и в следующем отчётном годах.
Годовой отчёт об изменениях капитала, форма № 3, В справке IV отражены различные источники увеличения капитала по отдельным статьям.
В отчёте о движении денежных средств, форма № 4,
·          Приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, в справке к разделу 3 содержит информацию о размере амортизации внеоборотных активов по каждому из их видов на начало и конец отчётного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.
Анализ финансового результата ведется по следующим направлениям. 
Анализ формирования и использования прибыли. В рамках данного направления определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура. 
 По данным формы № 2 бухгалтерского баланса проводятся горизонтальный и вертикальный анализы показателей прибыли. 
Горизонтальный анализ – оценка изменений показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и процентах. Он позволяет проследить тенденции в изменениях показателей прибыли. 
Вертикальный анализ – оценка изменений структуры показателей прибыли. 
Считается, что горизонтальный анализ проводится самим предприятием, а вертикальный – внешними пользователями. 
Финансовый результат предприятия – результативный показатель, поэтому на его значение могут оказывать влияние разные факторы. Для того чтобы их выявить, проводится факторный анализ. При этом используются методы элиминирования, выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия. 
Факторный анализ проводится по таким показателям, как: 
• валовая прибыль; 
• прибыль от реализации; 
• результаты прочей реализации.

14.Методика анализа показателей рентабельности.
Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта с имеющимися или использованными ресурсами.
Рентабельным является такое состояние деятельности, когда на протяжении определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные расходы, создается и накапливается прибыль.
Показатели эффективности характеризуют способность понесенных расходов окупиться, что является основой дальнейшей деятельности предприятия. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают результаты деятельности предприятия; они используются как инструменты инвестиционной, ценовой политики и т.д.
Анализ эффективности деятельности предприятия проводится по группам относительных показателей.
1. Расходные показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных расходов в процессе деятельности. К таким показателям относятся:
1.1. Рентабельность продукции – рассчитывается как отношение валовой прибыли от продажи к себестоимости реализованной продукции, показывает, сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов;
1.2. Рентабельность операционной деятельности – рассчитывается как отношение финансового результата от операционной деятельности к операционным расходам, показывает, сколько получено прибыли от операционной деятельности с 1 рубля операционных расходов;
1.3. Рентабельность обычной деятельности – показывает, сколько получено прибыли от обычной деятельности с 1 рубля обычных расходов; рентабельность хозяйственной деятельности;
1.4. Коэффициент покрытия производственных расходов рассчитывается как отношение чистого дохода к себестоимости реализованной продукции, показывает на какую величину 1 рубль чистого дохода покрывает производственные расходы;
1.5. Коэффициент окупаемости – рассчитывается как отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу, показывает величину производственных расходов, которая осуществляется для того, чтоб получить 1 рубль чистого дохода.
2. Ресурсные показатели рентабельности рассчитываются, если необходимо определить доходность ресурсов или капитала предприятия. К этим показателям относятся:
2.1. Рентабельность предприятия, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов;
2.2. Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли на 1 рубль собственного капитала;
2.3. Рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, которая показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль активов;
2.4. Коэффициенты покрытия активов, окупаемости активов, покрытия собственного капитала, окупаемости собственного капитала.
3. Доходные показатели рентабельности рассчитываются как отношение прибыли от реализации продукции к чистой прибыли предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр.
Рентабельность реализации рассчитывается в целом по предприятию и по отдельным видам продукции. Для расчета приведенных показателей рентабельности в числителе показателей может отражаться не только сумма прибыли но и сумма чистого прироста денежных средств.

15.Анализ деловой активности предприятия на рынке.
Анализ деловой активности предприятия – это  по сути анализ оборачиваемости всех его средств. В финансовой деятельности определяется как весь спектр действий, направленных на продвижение данного предприятия во всех сферах: рынок сбыта продукции, финансовая деятельность, рынок труда и т.д. Повышение деловой активности любого предприятия проявляется в расширении сферы обслуживания или рынка сбыта, увеличении номенклатуры товаров и услуг и ее успешной реализации, стабильном развитии (профессиональное, личностное развитие) штата работников предприятия, эффективности использования всей базы ресурсов (финансы, персонал, сырье).
Для анализа требуются показатели: выручка, средние за период оборотные средства, оборачиваемость оборотных средств, период оборота (360/оборачиваемость), однодневная выручка, однодневный оборот. Если на предприятии происходит ускорение оборачиваемости оборотных средств, то деловая активность предприятия повышается. Если происходит обратное, то деловая активность ухудшается.
Так же для анализа может использоваться первая формула Дюпона. Рентабельность оборотных активов = Рентабельность продаж (качественный фактор)*оборачиваемость оборотных активов (количественный). Особенность в том, что количественный фактор не вполне является количественным.
Деловая активность предприятия так же характеризует тип производства: экстенсивный или интенсивный, либо преимущественно экстенсивный, либо преимущественно интенсивный. Рассматриваются показатели: Производительность труда (ПТ) = Фондоотдача (Выр/ОС ср)*Фондовооруженность (ОС ср/ППП ср).
- Если темпы роста ПТ  выше темпов роста Фо и Фв, то тип развития считается интенсивным и деловая активность высокая.
- Если темпы роста ПТ ниже темпов роста Фо и Фв, то тип развития производства экстенсивный и низкая деловая активность.
- Если темпы роста ПТ выше темпов роста Фо, но ниже Фв, то тип развития преимущественно интенсивны, деловая активность относительно высокая.
- Если темпы роста ПТ выше темпов роста Фв, но ниже Фо, то тип развития преимущественно экстенсивный и относительно невысокая деловая активность.

16. Корректировка баланса на инфляцию и его чтение.
В соответствии с МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) отчетность корректируется на инфляцию в том случае, если она превышает 100% за три года. Есть стандарт №16 ФО, в соответствии с которым осуществляется корректировка. Если меньше 33% в год, то по собственному желанию.
1)      I раздел «Внеоборотные активы» умножаем на выбранный заранее индекс инфляции на начало и конец периода каждую строчку, кроме основных средств. Итого по первому разделу подсчитываем суммированием, округляем до целых.
2)      II раздел Актива баланса умножаем на выбранный коэффициент только на начало периода, на конец оставляем без изменений.
3)      4 и 5 разделы пассива баланса умножаем на коэффициент только на начало периода.
4)      3 раздел корректируется следующим образом: УК, ДК не корректируются вообще. РК умножаем только на начало периода. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) корректируется балансовым методом: из скорректированного Актива вычитаем все скорректированные строчки Пассива=А’-(IV’+V’+УК’+ДК’+РК’).
НП’- резерв обесценивания денег (ROU). Он может быть и с +, и с -.
А’-П’= - ROU – у предприятия больше источников, резерв не нужен.
А’-П’= + ROU – больше средств, предприятию нужна сумма резерва.
Чтение баланса:
1)      У Актива и Пассива порядок цифр должен быть одинаковым в первом разделе.
2)      Ликвидность анализируется по второму разделу. Предприятие считается платежеспособным, а баланс ликвидным, если денежные средства и финансовые вложения составляют 10-15% в итоге 2 раздела, ДЗ – 20-25%, а запасы с НДС – 60-70%.
3)      Чистые активы (отчет об изменениях капитала)
ЧА=А-4 раздел баланса-(5 раздел - доходы будущих периодов)
Сравнивается с УК.
4)      Сравнивается ДЗ и КЗ. ДЗ>КЗ.
5)      Золотые правила экономики:
- Темпы роста выручки должны быть больше темпов роста активов.
- Темпы роста прибыли должны быть выше темпов роста выручки.
- Темпы роста выручки должны быть выше темпов роста себестоимости (продукция считается конкурентоспособной).
6) Дивидендная политика. Один из трех видов.

17. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
Задачи анализа финансовой устойчивости включают в себя:
- определение общего уровня финансовой устойчивости;
- расчет суммы собственных оборотных средств и выявление факторов, влияющих на ее динамику;
- оценку финансовой устойчивости в части формирования запасов и затрат;
- определение типа финансовой устойчивости.
Источники:Бух.баланс. и другие формы отчетности, данные первичного бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Для анализа используют след.показатели:
Капитал и резервы (т.е. источники собственных средств)
Основные средства и прочие внеоборотные активы
Наличие собственных оборотных средств (1-2)
Долгосрочные кредиты и заемные средства
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (3+4)
Краткосрочные кредиты и заемные средства
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (5+6)
Общая величина запасов и затрат (3+6)
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (3-8), А
Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (5-8), Норм
Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат (7-8), Н
При определении типа финансовой устойчивости применяются следующие  неравенства:
А ≥ О - абсолютная устойчивость;
Норм ≥ О- нормальная финансовая устойчивость;
Н ≥ О - неустойчивое финансовое состояние;
Н < О - кризисное финансовое состояние.
Устойчивость финансового состояния восстанавливают за счёт:
1.      ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах
2.      уменьшения запасов и затрат до возможного минимума
3.      пополнения собственного оборотного капитала за счёт внутренних и внешних источников
Анализ при помощи коэффициентов:.
К автономности=(3раздел + доходы буд.периодов)\итог баланса. >=0,5
Показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Нормальным значением можно считать К≥0,5 - в этом случае все обязательства предприятия покрываются его собственными средствами.
К задолженности=(4+5раздел – доходы буд.периодов)\итог баланса. <=0,5
К Леверидж(финн.рычаг)=( 4+5раздел – доходы буд.периодов)\3р.+дох.буд.периодов. <0,5
показывает процент заимствованных средств по отношению к собственным средствам компании.
К обеспечения собственными ср-вами= (3+4-1разделы)\2раздел. >=0,1
К маневренности = (3+4-1разделы)\ 3р.+дох.буд.периодов. должен расти.
Коэффициент маневренности собственных средств - коэффициент равный отношению собственных оборотных средств компании к общей величине собственных средств. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.
Коэффициент маневренности собственных средств показывает, способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников.

18. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее, это степень покрытия долговых обязательств организации её активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения [7,9].
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
Значительно больший срок понадобится для превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А 3).
Четвертая группа (А4) – это трудно реализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства организации:
              П1 - наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и прочие пассивы);
              П2  -  среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты банка);
              П3 - долгосрочные кредиты банка и займы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей;
              П4 - собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении организации.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
              А1>=П1;
              А2>=П2;
              А3>=П3;
              А4<=П4
1.Показатель абсолютной ликвидности   =  А1\5раздел.Показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена в ближайшее время. Норма:0,1=< K=< 0,5.
2. К критической ликвидности=(Ден.ср-ва+ДЗ)\5раздел.норма: 0,1=< K=< 2. показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. 
3. Показатель текущий ликвидности = 2р\5р. норма: 2=< K=< 3,75
Показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства, т.е. характеризует платежные возможности предприятия при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации продукции, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств.
4. К Перспективная ликвидность=А\П1+П2+П3.К>=2. обеспечивает представление ситуации о взаимосвязанности платежей и обязательств в течение планового периода.
5.к платежеспособности= остатки ден ср на начало периода +поступления ДС делим все на отток ден ср-в (платежи).  к>=1.

19. Анализ кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность – это такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность предприятия вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
Основная цель анализа кредитоспособности предприятия определить:
  1. степень риска, который готов взять на себя кредитор;
  2. размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Для оценки кредитоспособности предприятия применяют методику Сбербанка (весовые коэффициенты). Всего выделяют 5 коэф-в:
  1. К-т абсолютной ликвидности;
  2. К-т критической ликвидности;
  3. К-т текущей ликвидности;
  4. К-т рентабельности продаж;
  5. К-т оборачиваемости оборот-х средств.

Индикатор кредитоспособности= 0,11* К-т абс.ликв. + 0,04*К-т критич.ликв. + 0,44*К-т тек.ликв + 0,30*К-т рент.продаж + 0,11*К-т оборач-ти

      Индикатор > 3, 1й класс кредитоспособности
2 < Индикатор < 3, 2й класс кредитоспособности
1 < Индикатор < 2, 3й класс кредитоспособности

1ый класс – предприятие абсолютно кредитоспособно
2й класс – предприятие кредитоспособно
3й класс – предприятие кредитоспособно, но не исключена возможность проверки его деятельности различными органами.

20. Комплексная оценка кредитоспособности заемщика
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, которые в своей совокупности и составляют комплексную оценку его кредитоспособности. В число таких факторов входят:
1.          Оценка области деятельности организации и рынка выпускаемой продукции (сегмент и доля рынка, уровень цен, конкурентная среда и т.д.).
2.          Анализ экономического потенциала предприятия (производит-ть труда, материалоотдача продукции, уровень инновацион. активности).
3.          Анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации (к-т концентрации СК компании, к-т маневренности СК, к-т оборачиваемости ЗК и т.д.)
4.          Анализ и оценка финансовых результатов деятельности организации (рентабельность продаж, рентабельность активов и т.д.)
5.          Анализ организационно-управленческой базы (качественный состав собственников, место компании в группе компаний, успехи менеджмента компании, текучесть кадров, орг.структура)
6.          Оценка репутации организации и ее менеджмента (кредитная история заемщика, оценка организации поставщиками и потребителями и т.д.)
7.          Анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков организации (равномерность поступления и расходования денежных средств, показатели структуры денежного потока и т.д.)